(ЛЭП) — один из компонентов электрической сети, система энергетического оборудования, предназначенная для передачиэлектроэнергии посредством электрического тока. Также электрическая линия в составе такой системы, выходящая за пределы электростанции илиподстанции.[1]
Различают воздушные и кабельные линии электропередачи.
По ЛЭП также передают информацию при помощи высокочастотных сигналов (по оценкам в России используется порядка 60 тыс. ВЧ-каналов по ЛЭП) и ВОЛС. Используются они для диспетчерского управления, передачи телеметрических данных, сигналов релейной защиты и противоаварийной автоматики.
Воздушная линия электропередачи (ВЛ) — устройство, предназначенное для передачи или распределения электрической энергии по проводам, находящимся на открытом воздухе и прикреплённым с помощью траверс (кронштейнов), изоляторов иарматуры к опорам или другим сооружениям (мостам, путепроводам). Классификация ВЛ По роду тока
- ВЛ переменного тока
- ВЛ постоянного тока
В основном, ВЛ служат для передачи переменного тока и лишь в отдельных случаях (напр., для связи энергосистем, питания контактной сети и др.) используют линии постоянного тока.
Для ВЛ переменного тока принята следующая шкала классов напряжений: переменное — 0.4, 6, 10, (20), 35, 110, 150, 220, 330, 400 (Выборгская ПС - Финляндия), 500, 750 и 1150 кВ; постоянное - 150, 400 и 800 кВ.
По назначению
- сверхдальние ВЛ напряжением 500 кВ и выше (предназначены для связи отдельных энергосистем)
- магистральные ВЛ напряжением 220 и 330 кВ (предназначены для передачи энергии от мощных электростанций, а также для связи энергосистем и объединения электростанций внутри энергосистем — к примеру, соединяют электростанции с распределительными пунктами)
- распределительные ВЛ напряжением 35, 110 и 150 кВ (предназначены для электроснабжения предприятий и населённых пунктов крупных районов — соединяют распределительные пункты с потребителями)
- ВЛ 20 кВ и ниже, подводящие электроэнергию к потребителям.
По напряжению
- ВЛ до 1000 В (ВЛ низшего класса напряжений)
- ВЛ выше 1000 В
- ВЛ 1—35 кВ (ВЛ среднего класса напряжений)
- ВЛ 110—220 кВ (ВЛ высокого класса напряжений)
- ВЛ 330—500 кВ (ВЛ сверхвысокого класса напряжений)
- ВЛ 750 кВ и выше (ВЛ ультравысокого класса напряжений)
Эти группы существенно различаются, в основном — требованиями в части расчётных условий и конструкций.
По режиму работы в зависимости от механического состояния
- ВЛ нормального режима работы (провода и тросы не оборваны)
- ВЛ аварийного режима работы (при полном или частичном обрыве проводов и тросов)
- ВЛ монтажного режима работы (во время монтажа опор, проводов и тросов)
Основные элементы ВЛ Трасса — положение оси ВЛ на земной поверхности.
Пикеты (ПК) — отрезки, на которые разбита трасса, длина ПК зависит от номинального напряжения ВЛ и типа местности.
Нулевой пикетный знак обозначает начало трассы.Центровой знак на трассе строящейся ВЛ обозначает центр расположения опоры.
Производственный пикетаж — установка пикетных и центровых знаков на трассе в соответствие с ведомостью расстановки опор.
Фундамент опоры — конструкция, заделанная в грунт или опирающаяся на него и передающая ему нагрузку от опоры, изоляторов, проводов (тросов) и от внешних воздействий (гололёда, ветра).
Основание фундамента — грунт нижней части котлована, воспринимающий нагрузку.
Пролёт (длина пролёта) — расстояние между центрами двух опор, на которых подвешены провода. Различают промежуточный пролёт (между двумя соседними промежуточными опорами) и анкерный пролёт (между анкерными опорами). Переходный пролёт — пролёт, пересекающий какое-либо сооружение или естественное препятствие (реку, овраг).
Угол поворота линии — угол α между направлениями трассы ВЛ в смежных пролётах (до и после поворота).
Стрела провеса — вертикальное расстояние между низшей точкой провода в пролёте и прямой, соединяющей точки его крепления на опорах.
Габарит провода — вертикальное расстояние от провода в пролёте до пересекаемых трассой инженерных сооружений, поверхности земли или воды.
Шлейф (петля) — отрезок провода, соединяющий на анкерной опоре натянутые провода соседних анкерных пролётов.
Кабельная линия электропередачи (КЛ) — линия для передачи электроэнергии или отдельных её импульсов, состоящая из одного или нескольких параллельных кабелей с соединительными, стопорными и концевыми муфтами (заделками) и крепежными деталями, а для маслонаполненных линий, кроме того, с подпитывающими аппаратами и системой сигнализации давления масла.
Изоляция кабельных линий делится на два основных типа:
кабельным нефтяным маслом
бумажно-масляная поливинилхлоридная (ПВХ) резино-бумажная (RIP) сшитый полиэтилен (XLPE) этилен-пропиленовая резина (EPR)
Потери в ЛЭП переменного тока
Важной величиной, влияющей на экономичность ЛЭП переменного тока, является величина, характеризующая соотношение между активной и реактивной мощностями в линии — cosφ. Активная мощность — часть суммарной энергии, прошедшей по проводам и переданной в нагрузку; реактивная мощность — это энергия, отразившаяся от нагрузки или искажённая нагрузкой (например, ток непропорционален напряжению или сдвинут от него по фазе). В радиотехнике аналогом этого явления служат стоячие волны, а вместо cosφ применяется КСВ.
При длине ЛЭП переменного тока более нескольких тысяч километров наблюдается ещё один вид потерь — радиоизлучение. Так как такая длина уже сравнима с длиной электромагнитной волны частотой 50 Гц, провод работает как антенна
Потери электроэнергии в проводах зависят от силы тока, поэтому при передаче её на дальние расстояния, напряжение многократно повышают (во столько же раз уменьшая силу тока) с помощью трансформатора, что при передаче той же мощности позволяет значительно снизить потери. Однако с ростом напряжения начинают происходить различные разрядные явления.
В воздушных линиях сверхвысокого напряжения присутствуют потери активной мощности на корону (коронный разряд). Эти потери зависят во многом от погодных условий (в сухую погоду потери меньше, а в дождь, изморось или снег эти потери возрастают) и расщепления провода в фазах линии.
Потери на корону для линий различных напряжений имеют свои значения (для линии ВЛ 500 кВ среднегодовые потери на корону составляют около ΔР=9-11 кВт/км).
Так как коронный разряд зависит от напряжённости на поверхности провода, то для уменьшения этой напряжённости в воздушных линиях сверхвысокого напряжения применяют расщепление фаз. То есть вместо одного провода применяют два и более проводов в фазе. Располагаются эти провода на равном расстоянии друг от друга. Получается эквивалентный радиус расщеплённой фазы, этим уменьшается напряжённость на отдельном проводе, что в свою очередь уменьшает потери на корону.
|